Четверг, 02.05.2024, 09:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Статья "Проектирование урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС. (из опыта работы)"
03.04.2016, 11:09

Поколение наших детей существенно отличается от нас. И в связи с этим федеральные образовательные стандарты то же меняются.  

Если раньше всех  интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задач,  теперь вопрос “Сколько?” уходит на второй план и требования предъявляются, уже к тому каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие компетенции, умения у него сформировались? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению этих знаний и умений на  практике. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5” полученных выпускником, а по сформированности гармонично-развитой личности в целом.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение ими создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Новые условия  коренным образом меняют содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. 

Результатами обучения по предмету должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

  Исходя из требований времени, меняется подход и  к современному уроку.      Урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования,  у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность  и характеризуется высокой моторной плотностью.

Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

 В современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности  обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе  «Учебно-познавательной деятельности»  организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 

на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия.

на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях;

на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи  на уровне «умения» в усложнённых условиях;

на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

 

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и информационно-интеллектуальных компетентностей обучающихся.

 

Рассмотрим характеристику изменений в деятельности педагога

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, биологии, ОБЖ), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета через Дневник.ру

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио(детские рисунки. Презентации, грамоты, сертификаты и т.д.)

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Рассмотрим критерии результативности урока по ФГОС.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет  выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Перейдем к технологии проектирования современного урока физической культуры.

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры  в условиях внедрения ФГОС направлен на:

- определение цели урока;

- определение задач каждого этапа урока;

- отбора содержания учебного материала;

- подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

- выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;

- конструирование заданий  для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;

- планирование контрольно-оценочной деятельности;

- организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

В настоящее время подход к определению целей  урока физической культуры  несколько изменился. Если в традиционном уроке физической культуры цель формулировалась как описание деятельности педагога то в современном уроке   цель описывает деятельность обучающегося . Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.

При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Одним из новых видов методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Является технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Рассмотрим структуру технологической карты:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 

Пример технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС

 

Основные этапы организации учебной деятельности

 

 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

 

Таким образом, проектирование урока физической культуры в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.
Учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к  уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему  проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

 

На сегодняшний момент при проектировании уроков мы сталкиваемся с проблемой, что все наслышаны и много читают о переходе на новые стандарты обучения, но информации как же на практике это реализовать недостаточно. Хотелось бы поделиться с Вами своим опытом в проектирования урока физической культуры в соответствии с ФГОС.Урок  с обучающимися 2 класса по теме «Подвижные игры народов мира"

Урок по типу:  урок открытия новых знаний.

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных, метапредметных, предметных,  результатов образования.

Таким образом, целью урока является: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний о подвижных играх народов мира, а также формирование способности учащихся к новым  игровым приемам действиям.

 В подготовительной части на организационном этапе урока обучающиеся по наводящим вопросам учителя самостоятельно формулировали цели урока Создавалась  «ситуации успеха», выполнение уже известных упражнений с применением известных способов действия, формировались коммуникативные - умение включаться в диалог, регулятивные - умение оценивать правильность выполнения двигательных действий УУД.

 В основной части урока на этапе актуализации знаний и умений, Учитель предлагает детям  ответить на вопрос «Много ли  подвижных   игр Вы знаете» предлагалось оценить себя  с помощью «волшебного отрезка»» далее проводится рефлексия, особое внимание уделялось обучающимся с завышенной и заниженной самооценкой формировались коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог с учителем и обучающимися. УУД.

  На этапе создания проблемной ситуации предлагается выполнить задание (заведомо не выполнимое для обучающихся)  после чего также проводится рефлексия с целью определить, что же вызвало затруднения  дети самостоятельно и при помощи учителя  пытаются найти выход из затруднительной  ситуации  формировались коммуникативные УУД - умение участвовать в коллективном обсуждении.

На этапе открытия новых знаний, Учитель предлагает отправиться в  путешествие и выполнить ряд заданий для того, что бы осмыслить и закрепить новый материал, формировались  познавательные - активно включаться в процесс выполнения  заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий, регулятивные - планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений,  умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств УУД.

 В заключительной части урока на этапе рефлексии, Учитель предлагает еще раз  сделать отметки на «волшебном отрезке» с учетом полученных знаний, умений. Что позволило оценить уровень усвоенных знаний обучающимися в конце урока. Было получено домашнее задание, а также предложено выразить свой эмоциональный настрой в виде груш и лимонов, что позволило оценить эмоциональную обстановку, полученную обучающимися в ходе урока. Весь урок проходил на хорошем эмоциональном уровне. 

Урок соответствовал принципам системнодеятельностного подхода: принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений; принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о подвижных играх народов мира; принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного  процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, имела место самостоятельная творческая работа, процессе обучения создавались проблемные и нестандартные ситуации.

На протяжении всего урока дети совмещали двигательные действия с работой на ИД,  что позволяет  младшим школьникам ярче воспринимать и лучше усваивать всё то, что видят, слышат, наблюдают. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появляется способность абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения, что позволяет детям, более осмысленно изучать подвижные игры народов мира на уроке. Содержание урока связано с применением его в повседневной жизни обучающихся, имеется интеграция содержания урока. Применялись групповые, интерактивные, фронтальные, индивидуальные формы деятельности. Сочетались традиционные и инновационные формы и методы обучения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Нелла
Просмотров: 1821 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]